Пятница, 22.09.2017, 12:57
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Друзья сайта
ScaleFan.ru

Форум АСЕ-Броня в 72 масштабе

ScaleModels.ru - Самые свежие модельные новости!

Уголок неба

ВВС России: люди и самолёты
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 ACA P-40

 
 
СЕМЕЙСТВО РАКЕТ Р-40
    
  
Разработка ракеты К-40 началась с переходом от однодвигательных тяжелых истребителей семейства Е-150, с ракетами К-9 и К-8, к двухдвигательному МиГ-25 в вариантах перехватчика С-155 и разведчика Е-155Р, разработка которых была задана Постановлением от 5 февраля 1962 г. 131-62. Правительственный документ определил также и срок представ-ления разрабатываемых комплексов на совместные государственные испытания - конец 1964 г. Разработка ракетного вооружения перехватчика была поручена ОКБ-4 во главе с М.Р. Бисноватом. Полуактивная радиолокационная головка создавалась НИИ-648, тепловая - ЦКБ-589, автопилот - ОКБ-3, комбинированный радиооптический взрыватель (КРОВ) - НИИ-571, твердотопливный двигатель - КБ-2 завода 81.
Двукратное увеличение массы самолета-носителя обеспечивало возможность применения ракет, по массово-габаритным характеристикам близких МиГ-25П с ракетами Р-40Т и Р-40Р к отрабатывавшимся в то время ракетам К-80 для Ту-128-80. На Е-155П предусматривалось применение РЛС «Смерч-А», создаваемой на базе установленного на Ту-128-80 радиолокатора «Смерч».
Однако условия применения ракет содержали принципиально новый элемент. Перехватчик - самолет С-155 -предназначался для относительно длительного, продолжительностью более десяти минут, полета со скоростью, почти втрое превышавшей звуковую. При этом элементы конструкции как носителя, так и размещенных на наружной подкрыльевой подвеске ракет нагревались до температур порядка 300С. Помимо проблем, связанных с теплопрочностью материалов, необходимо было решить задачи обеспечения работоспособности аппаратуры, а также избежать прогрева топливного заряда, так как сколько-нибудь стабильные внутрибаллистические параметры двигателя достигались только в относительно узком температурном диапазоне. Необходимо было обеспечить удовлетворительные динамические параметры в широком диапазоне скоростей и высот полета.
В результате разработка осуществлялась практически заново, без унификации с К-80. Уже в 1962 г. был выпущен аванпроект по ракете К-40 («изделие 46»), в котором были представлены два варианта компоновок ракеты. Для дальнейшей разработки взамен нормальной схемы, реализованной в К-80, была принята схема «утка». В сочетании с размещением двигателя в центральной части «изделия», данное компоновочное решение позволило сузить область динамических параметров ракеты как объекта управления. Большая площадь крыла обеспечивала высотность ракеты, а также способствовала снижению влияния синхронных ошибок. При этом основная часть приборного оснащения ракеты была сосредоточена впереди двигателя, а боевая часть и бортовой источник электропитания - в хвостовой. Впервые для боевой части КУ-46 было реализовано узконаправленное поле поражения. Для обеспечения точной выдачи команды на подрыв боевой части и высокой помехозащищенности впервые был применен комбинированный радиооптический взрыватель (КРОВ) «Аист-М».
В соответствии с принятой схемой двигатель ПРД-134 был выполнен в двухсопловом исполнении. В двигателе впервые для отечественных ракет «воздух-воздух» было применено высокоэнергетическое смесевое металлосодержащее топливо. Для защиты от прогрева на титановый корпус двигателя нанесено наружное теплозащитное покрытие.
Задача поддержания приемлемого теплового режима в аппаратурных отсеках решалась применением специальной фреоновой системы охлаждения, запитываемой от баллона, размещенного на пусковом устройстве, а также нанесением ТЗП на внутренние поверхно-сти корпусов отсеков. Мощные тепловые потоки потребовали применения ситалла в обтекателе «радийной» ГСН. Эти же факторы определили использование оптикокерамики в тепловой ГСН Т-40А1.
Ход разработки несколько замедлился из-за того, что принятая в начале работ кооперация разработчиков претерпела ряд вынужденных изменений. Во-первых, правительственным решением от 25 мая 1964 г. разработчик автопилота - ОКБ-3 было включено в «империю Челомея» - ОКБ-52. Как известно, Владимир Николаевич был большим мастером решительного объединения кадров сторонних организаций для решения поставленных перед ним задач. Разработку автопилота для ракеты К-40 перепоручили заводу 118. Кроме того, вскоре также и создание радиолокационной ГСН передали от НИИ-648 разработчику РЛС «Смерч-А» НИИ-131. В этом же институте коллектив конструкторов во главе с Е.Н. Геништой продолжил разработку ГСН для К-40. Так или иначе, в результате замены важнейших смежников разработка была отброшена на пару лет назад. В качестве подстраховки была рассмотрена возможность выхода системы С-155 на начало летных испытаний с вооружением на базе создававшейся для Ту-128 ракеты К-80. Были активизированы работы по летной отработке локатора «Смерч-А» и ракет К-80 на самолетах семейства Е-152. Однако об-щий ход работ по другим элементам авиационно-ракетного комплекса также не обеспечивал выполнение ранее поставленных сроков.
В разработанной под руководством главного конструктора Е.Н. Геништы первой отечественной моноимпульсной полуактивной «радийной» головке ПАРГ-12 применили ряд новых технических решений. В частности, для формирования четырехлепестковой диаграммы направленности с углом отклонения равносигнального направления до 70 использована двухзеркальная антенна Кассегрена. В ГСН применен вычислитель на базе синусно-косинусного вращающегося трансформатора, дальномер с двумя интеграторами, оригинальные схемы генератора СВЧ и приемного устройства с логарифмической характеристикой, исключающего опасность «ослепления» при больших перепадах мощности помехи. Предусмотрены специальные меры повышения помехозащищенности и в тепловой ГСН.
Отработка бортовой самолетной РЛС «Смерч-А» и ракетного вооружения проводилась с использованием летающей лаборатории - доработанного Ту-104 42736.
Первый полет будущего МиГ-25 в варианте разведчика состоялся 15 марта 1965 г, перехватчика - 26 октября того же года. Полностью укомплектованный бортовой радиоэлектроникой третий прототип перехватчика начал летные испытаний 16 апреля 1967 г. Испытания вооружения проводились на полигоне ГКИ ВВС во Владимировке с августа 1968 г. по февраль 1970 г. Постановлением от 12 февраля 1971 г. комплекс был принят на вооружение под наименованием МиГ-25-40, при этом РЛС получила обозначение РП-СА, а ракеты - Р-40.
Серийное производство ракет велось на киевском «Заводе им. Артема». После демонстрации в начале семидесятых годов насыщенного новейшей военной техникой советского документального фильма, заимствованные из него кадры с довольно детальным изображением МиГ-25П с ракетным вооружением неоднократно воспроизводились в зарубежных изданиях, а ракеты Р-40 получили наименование АА-6 Acrid.

 

Дополнительная информация и характеристики:
  
Инфракрасная ГСН позволяла поражать цели во всех ракурсах. Так, дальность стрельбы Р-40Т в передней полусфере была 30 км, а в задней — 15 км. Дальность стрельбы ракетой Р-40Р была первоначально 50 км, а у ее модификации Р-40РД — до 72 км. Ракета Р-40 имела длину 5,15 м, максимальный диаметр корпуса 300 мм, размах крыльев 1,0 м. Стартовый вес ракеты 400 кг. Ракета Р-40 создана по аэродинамической схеме «утка». Большая высотность в Р-40 достигалась за счет развитого крыла, ослабляющего влияние синхронных ошибок головки самонаведения, увеличенного запаса топлива и разнесенной по длине ракеты боевой части. БЧ находилась как в середине корпуса, так и в хвосте. Двигатель ракеты марки П1Д-134 твердотопливный. Вес топлива 118 кг. Осколочно-фугасная БЧ весом 35 кг была разработана в ГСКБ-47 В 1970 году был принят на вооружение комплекс перехвата в составе истребителя МиГ-25 с бортовой РЛС «Смерч-А» и четырьмя ракетами Р-40. Комплекс мог производить перехват целей, летящих со скоростью до 3500 км/ч на высотах от 0,5 до 30 км.
В 1976 году летчик Беленко угнал перехватчик МиГ-25 в Японию, где самолет был разобран и изучен японскими и американскими специалистами. Ракет Р-40 на борту угнанной машины не было, но наши специалисты решили, что американцы по данным бортовых установок смогут и так получить о них достаточно информации. Поэтому срочно началась модернизация комплекса. Бортовая РЛС «Смерч-А» на МиГ-25 была заменена на бортовую РЛС «Сап-фир-23». На Р-40Р импульсная полуактивная головка ПАРГ-12 была заменена на полуактивную РГС-24
Модификация ракеты Р-40, получившая индекс Р-40Д1, имеет заднее расположение боевой части, а двигатель снабжен двумя боковыми соплами. Преимуществами заднего расположения БЧ является обеспечение неразъемной кабельной связи между отсеком управления и двигательной установкой,
улучшение накрытия цели осколочным потоком при высоких скоростях на встречных курсах и возможность использования сменных боевых частей модульного типа.
Длина ракеты Р-40Д1 5,87 м, вес 472 кг, вес БЧ 55 кг. Ракета Р-40Д1 предназначена для вооружения истребителей-перехватчиков МиГ-25ПД и МиГ-31.
 
 
Кодовое наименование
Отечественное наименование
Класс
Разработчик
Принята на вооружение
США
НАТО
ракеты
индекс комплекса
носитель
АА-6
Acrid
P-40P
Р-40РД
  
P-40T
P-40TД
 
К-40
  
  
 
 
Су-15
МиГ-25П,ПД, 
ПДС
МиГ-31
РБД
 ОКБ-4
1970г.
  
1979г.
 
 
Р-40 РД на Миг25
 
 
 
Р-40Р и Р-40Т
 
 
 
 
 
Р-40ТД
 
Источники информации:
 
1) Уголок неба: http://www.airwar.ru/weapon/avv/k40.html 
2) В. Маковский, К. Перов "Советские авиационные ракеты класса воздух-воздух". издательство "Экспринт" 2005г.
3) Энциклопедия ракетного оружия http://proraketi.ru/raketi/230851/
4) Г.Соколовский. Российские ракеты «воздух-воздух» «Военный парад»
5) А.Б. Широкорад «История авиационного вооружения», 1999
6) TARGET зарубежное военное обозрение: http://commi.narod.ru/txt/shirad/368.htm 
 
Данные фотографии и материалы получены из открытых источников и опубликованы в информационных целях.
В случае неосознанного нарушения нами авторских прав, изображение или материалы будут убраны
после получения соответствующей просьбы от авторов или издателей.

 

Copyright ARMORY-RUS.RU © 2017
Новости партнёра нашего сайта - интернет-магазина для моделистов Scalefan.ru
Используются технологии uCoz