Воскресенье, 23.07.2017, 21:54
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Друзья сайта
ScaleFan.ru

Форум АСЕ-Броня в 72 масштабе

ScaleModels.ru - Самые свежие модельные новости!

Уголок неба

ВВС России: люди и самолёты
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 AR M72204 autozak
   
Дополнительная информация:
 
  Боксарт:
 
 
  Фотографии модели:

Историческая справка:
  
Автозак  (его также именуют и «черный ворон») пришел на службу тюремной системе еще в 20-е  годы .
До этого заключенных переправляли пешим этапом. Людными городскими улицами шла колонна,
сопровождаемая усиленным конвоем. Это было зрелище.
Организованная толпа зеков под лай собак и окрики перекрывала проезд, надолго загораживала
тротуары, вызывала массу зевак.
В середине 20- х   автозаки , впрочем, как и обычные грузовики, для России еще были редкостью.
Горьковский автозавод не мог угнаться за аппетитом ГУИТУ СССР
(Главного управления исправительнотрудовых учреждений).
Поначалу спецавтомобиль был пустым стальным загоном, в который зеков набивали, словно селедку в банки.
Это имело свой резон. Когда ноги и руки зажаты соседними телами, и ты стоишь,
помимо воли вытянувшись в струну или же скорчившись у стенки, возникает лишь мысль доехать в
добром здравии.
Зек, решив бежать, физически не сможет продвинуться к двери или попытаться раздолбить днище.
Положение рук и ног изменялось лишь на дорожных ухабах.

Чуть позже появились скамейки вкруговую у стен.
Конвой не имел права сопровождать подследственных (подсудимых или уже осужденных) внутри салона:
их просто вталкивали внутрь и закрывали стальную (иногда бронированную) дверь.
«Воронок» имел зловещий серый цвет и строгую внешнюю конфигурацию.
После войны, когда страна вновь бодро зашагала под барабаны и трубы, его стали
окрашивать в обыденные тона.
На стальных стенах появлялись надписи «Мясо», «Хлеб», «Аварийная служба газа»,
«Пейте советское шампанское!» и тому подобное.
Когда же и  в  чьем гнезде появилась на свет эта жуткая птица? 
Француз Жак Росси, автор двухтомного "Справочника по ГУЛАГу", утверждал, что "черные вороны
появились  в Москве, в  1927  г.  Это были полуторатонки,  выпущенные первым советским
заводом АМО. Во время ежовщины появились огромные, 5-тонные черные вороны,
окрашенные в темный цвет и ездившие только ночью".
Росси ошибается. "Черные вороны"  появились в Москве не в 1927  году , а лет на  десять раньше. 
Василий  Климентьев,  участник  белогвардейского подполья, вспоминал, как  его  с  товарищами 
в  середине  августа 1918  года перевозили из Таганской тюрьмы в Бутырскую:
Погрузили нас в Таганке в тяжелый грузовик-ящик - без света, без окон и скамеек, - прозванный
неизвестно кем "воронком"...
Ехали  быстро. "Воронок" тряс и валил  нас одного на другого. Но падать было некуда:
мы плотно стояли, прижимаясь то к одной стенке грузовика, то  к другой, как на корабле
в хорошую качку. ("В большевицкой Москве")
Самые популярные названия спецмашины для перевозки арестантов - "черный ворон",  "ворон",
"воронок".  У  старого лагерника Олега Волкова встречается еще  одно:  "На этом дворе 
непрерывное  движение машин,  громоздких  черных "воронов" и "воронят". ("Погружение во тьму")
 Если между "вороном" и "вороненком" разница была в размерах, то "ворон" и "воронок"
подразумевали одну и ту  же машину.  Автозак  (еще одно  миленькое определение  - 
"автомобиль  для  перевозки  заключенных!") могли  назвать и "черным вороном", и просто 
"вороном", и "воронком"  -  от перемены названий содержание не менялось...
Эпитет "черный"  не  всегда  указывал  на цвет -  хотя  вначале  машины действительно 
окрашивались  в  мрачно-темные  тона.  Однако  в  конце   30 - х "воронки"  стали маскировать
под  машины  для перевозки  продовольствия.  Их красили в веселенькие  светлые цвета, 
на бортах красовались надписи  "ХЛЕБ" или  "МЯСО" (причем, как утверждает тот же России, -
на русском, английском, немецком и французском языках). Надписи могли  варьироваться -
в зависимости от фантазии чекистов.  В связи с этим "сидельцы"  сначала пытались  отличать
мрачные  автозаки  от  веселых "хлебных"  фургончиков.  Один  из  лагерников сталинской   
поры   вспоминал    о   солидном   дяде,   вконец    задуренном "предшествующими допросами,
перевозками в  "черном  вороне" (иначе: в "белой вороне",  как мы  называли машины, 
закамуфлированные надписью  "Хлеб")  (Я. Харон.  "Злые  игры  Гийома  дю  Вентре"). 
Однако  -  не прижилось:  вскоре "маскировочных"  фургонов  стало  слишком  много,
и  они уже  в стае "черных воронов" не смотрелись "белыми воронами"...
А вот как описывал "воронок"  ростовский писатель Владимир  Фоменко, во времена массовых
репрессий - узник ростовского следственного изолятора:
...Спецмашина   без  окон.  Не  обязательно  черная.   Часто   светлая, нежно-голубая. 
Рядом  с водителем -  бдительный,  безулыбчивый, вооруженный стражник.
Есть вооруженный стражник и внутри самой машины...
Размеры  воронков  разные;  возили  нас  и  в  малых, и  в крупных,  но расположение  внутри 
всегда  одно:  длинный  коридорчик, столь  узкий,  что продвигаешься  лишь   боком.   Кабины   
тоже   узюсенькие,   однако   любого наигромоздкого арестанта... все равно всегда втискивают...
Рассадивший  нас, захлопнувший за  нами  дверь кабины,  тихий  стражник остается внутри,
его самого запирают с улицы, снаружи, - и мы готовы.
Добавлю лишь несколько деталей.  Кабинки в "воронке" арестантский народ зовет "стаканами" -
из-за их тесноты. Что  касается  отсутствия  окон, позже гуманные  чекисты исправили  недоработку.
Репрессированный  авиатор  Николай Кекушев вспоминал: ...Нас  заперли в  фургончик с 
надписью "Консервы". Таких фургончиков, весело бегущих по Москве, я много  встречал  до ареста.
Только не мог  тогда никак понять: почему зимой сквозь в задней двери окошечко идет пар?..
С  конца  30-х  по  нынешний  день  "черный ворон"  уже  практически не изменялся 
(разве  что  окошек  прибавилось).   Но,  возможно,  это  - лишь свидетельство его совершенства?
По материалам форума сайта Правда о Катыни http://www.katyn.ru/forums/ 
 
 
Дополнительную информацию о развитии машин специального назначения для перевозки заключенных
вы можете прочитать в статье Федора Лапшина " От зоны до зоны", опубликованную в журнале "Авторевю" №7 2007 г. http://trucks.autoreview.ru/archive/2007/07/avtozak/index.php?print=Y  Фотографию из которой мы публикуем ниже:
 
 
  
 
Данные фотографии и материалы получены из открытых источников
или являются собственностью администрации сайта. Они опубликованы в информационных целях.
В случае неосознанного нарушения нами авторских прав, изображения и материалы будут убраны
после получения соответствующей просьбы от авторов или издателей в письменном виде.
  
  
 
Copyright ARMORY-RUS.RU © 2017
Новости партнёра нашего сайта - интернет-магазина для моделистов Scalefan.ru
Используются технологии uCoz