Вторник, 22.08.2017, 00:42
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Катки танков серии КВ [1]
Исследование вариантов и типов катков танков Клим Ворошилов (КВ)
Друзья сайта
ScaleFan.ru

Форум АСЕ-Броня в 72 масштабе

ScaleModels.ru - Самые свежие модельные новости!

Уголок неба

ВВС России: люди и самолёты
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей
Главная » Статьи » Исследования матчасти » Катки танков серии КВ

ВАРИАНТЫ ОПОРНЫХ КАТКОВ ТАНКА КЛИМ ВОРОШИЛОВ (КВ).

Вступление:

 

Ходовая часть танка КВ1 применительно к одному борту состояла из шести опорных катков.
Для понимания устройства катков и терминологии привожу выдержку из Руководства по эксплуатации танка КВ проекта 1939 года.
 

 
На машинах проектов 1939-40 годов двойные опорные катки изготавливались из стали и имели резиновые втулки.
Эти опорные катки имели диаметр 590 мм и ширину 2x110 мм.

 

Подвеска опорных катков КВ— индивидуальная торсионная.

Позднее проблемы с поставками резины и необходимость упрощения конструкции привели к тому, что опорные катки на танках КВ-1  проекта  1941  г. и более поздних машинах лишились резиновых деталей и начали изготавливаться полностью из стали. Их диаметр изменили до 600 мм.

Внедрение экранировки, для повышения снарядостойкости, привело к утяжелению машины, что вызвало необходимость разработки и внедрения литых катков усиленной конструкции.

 

Танк Кв1 выпускался до лета 1942 года.

За это время на танке использовалось 7 вариантов опорных катков.

Два из них имели модификации, различающиеся формой самой ступицы и её крышки. В расчёте общего количества катков они не включены.

 

В августе 42 года на смену КВ-1 приходит КВ1С. За весь период производства на нем было использовано не менее 3 вариантов катков. На последнем из рода КВ - Кв-85 их применялось максимум 2 варианта.

 

Таким образом, идентифицировано 9 вариантов катков, устанавливаемых на танки КВ с 1939 по 43гг.

 

В процессе изучения более 20ти книг по истории КВ выяснилось, что некоторые из них имеют неточности в указании сроков выпуска катков, а количество их вариантов существенно занижено. Особенно грешат подобными неточностями зарубежные издания и книги выпуска до конца 90 годов.

Тем не менее, стоит отметить, что в последнее время стали появляться издания, авторы которых глубоко и полно раскрывают закрытые ранее страницы истории этого знаменитого танка. Примером таких изданий могут служить 2 номера из серии Торнадо «Военные машины”, посвященные танку КВ, а также три спецвыпуска «Фронтовой иллюстрации”. Хочу особо отметить вклад известного исследователя и автора множества работ, посвященных советской бронетехнике Максиму Викторовичу Коломийцу. Его последняя работа, посвященная КВ: ""Клим Ворошилов": Сделано в Ленинграде””, вышедшая в серии "Фронтовая иллюстрация” в апреле 2009 года наиболее полно раскрывает историю создания танков произведенных ЛКЗ.

Первый вариант катков

 (штампованные опорные катки с внутренней амортизацией и восьмью отверстиями в диске)

 

 

Двойные опорные катки изготавливались из стали и имели резиновые втулки.
Восемь отверстий в диске служили для вентиляции резиновых амортизаторов.

Имелось 2 типа данных катков. С рёбрами усиления на дисках и без них.

Каток с рёбрами усиления на дисках.
 
Такие катки использовались на машинах установочной партии в июле-августе 1940 г.
 
   
 
Каток без рёбер усиления на дисках.
Предположительно, такие катки  ставились на предсерийные машины, начиная с У-4.
А также на  серийные КВ-1 и КВ-2 с МТ-1 до августа-сентября 1940 года.
 
  
 

 

 

 

 

Второй вариант катков

(штампованные опорные катки с внутренней амортизацией и шестью отверстиями в диске)

 

 

Диаметр 590 мм и ширина 2x110 мм. В августе 1940 года число отверстий в диске сократилось до шести.

В таком виде катки выпускались до июня 1941 года.

 

   

 


 

 

 

Третий вариант катков

(каток с неперфорированным обводом выпуска июня-июля 1941 года)

 

Утяжеление танка за счёт допбронирования привело к внедрению литых катков усиленной конструкции. Для уменьшения деформации обода катка отказались от внешнего ряда из 12ти отверстий.  Однако широкого распространения данная конструкция не получила - KB без отверстий в дисках опорных катков встречаются на фото не очень часто.

 

  

 

  

 

 

 

 

Четвёртый вариант катков

(из литых деталей с усилением с середины июля 1941 г.)

 

В связи с экранировкой KB и возросшей массой машины, потребовалось усилить конструкцию катков.

Примерно с 13-15 июля 1941 года в производство пошел опорный каток, обод и диск которого изготавливались из литых деталей. Диаметром 600 мм.

Это было связано прежде всего с разгрузкой дефицитного прессового оборудования и увеличением выпуска танков. Внешне каток из литых деталей отличался наличием на ободе 12 ти рёбер, располагавшихся между отверстиями. Они служили для усиления конструкции, а также облегчения процесса литья.

 

   

 

 

 

Пятый вариант катков

(с 6ю треугольными отверстиями облегчения)

 

Каток встречается на чертежах и фотографиях 41 и 42 гг. как на опытных машинах, так и на серийных КВ-1 со сварной башней,

 Впервые данный тип катка представлен на фото первого экземпляра танка КВ-8 в декабре 1941 года. Однако на фото и чертежах серийного огнеметного КВ-8 с сентября 42 года уже стоят усиленные катки с оребрением (см. последнее фото). Данный каток явился прародителем катка с восмью треугольными отверстиями облегчения, появившимся в 42-43 гг.  

       


 

Судя по данному фото, имелось 2 варианта крышки ступицы. Хотя данный вариант крышки обнаружен только на опытном Кв-13 (см. нижнее фото). Применение такой крышки ступицы на серийных танках пока не подтверждено фотоматериалами.

 

 

          Первый предсерийный вариант Кв8С – декабрь 41 года.

 

 

Шестой вариант катков

 (односекционный усиленный литой каток 42 года)

 

Начало выпуска – январь 42 года. Начало массового применения – весна 42года.

Каток характерен для машин выпуска 42 года со сварными и литыми башнями ЧКЗ и УЭТМ. Различают 2 типа данных катков. С гранёной и круглой ступицами.

 

Вариант с гранёной ступицей.

 

Данный вид катка можно увидеть на машинах, сохранившихся до наших дней и установленных в пос. Ропша Ленинградской области и в музеях в Абердине и Бовингтоне.

 

 

 

     

 

 

 

 

 

Вариант усиленного катка с круглой ступицей.

 

Данный вид катка установлен среди прочих на известной машине в экспозиции ЦВМС.

 

Обратите внимание на внутреннюю, плоскую часть катка, без оребрения.

 

  

 

 

 

 

Седьмой вариант катков

(переходный с 8ю треугольными отверстиями облегчения)

 

Каток встречается на фотографиях 42 и 43 гг.как на Кв-1 со сварной башней, так Кв-1С.

 

    
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Восьмой вариант катков

(Ранний тип катка 1943 г. с оребрением и восьмью облегчающими отверстиями)

 

 

Встречается на фото КВ-1С и Кв-8С.

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Девятый вариант катков

 (поздний тип 43 года выпуска)

 

 

 

Такие катки устанавливались на Кв-1С и Кв-85.

Подобные катки установлены на танке-памятнике, установленном

на смотровой площадке музея “Прорыв блокады Ленинграда» в дер. Марьино Лен. области.
Такими-же катками, за исключением одного (усиленного с гранёной ступицей), оборудован и КВ в Ропше.

 

      
   
 

 

 

 

 

 

Использование различных типов катков на одной машине.

 

 
 

Чаще всего такие вариации возникали в случае полевых ремонтов.

Известно большое количество фотографий танков с 2мя типами катков.

Реже встречаются фото машин с большим разнообразием (3-4 типа).

Также стоит отметить, что часть КВ-1 различных выпусков сохранилось в войсках вплоть до 1944 года,

после чего они в основном были выведены в резерв. Это обстоятельство, а также износ ходовой части

на этих танках и последующие полевые ремонты привели к тому,

что на части фотографий с 42 по 44 гг, можно увидеть танки с совершенно не характерными для них типами катков. 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 
 
Надеюсь, что публикация данного обзора внесет некоторую ясность в исследуемый вопрос, а также приведет к дискуссиям, в результате которых приоткроется  ещё некоторое количество тёмных пятен.

Выражаю благодарность за помощь в составлении данного обзора Сергею Голикову, Олегу Рожкову и Роману Демченко.

Назад к статьям

Категория: Катки танков серии КВ | Добавил: Armory-rus (30.04.2014) | Автор: Ростислав Шерстнёв
Просмотров: 6686 | Теги: катки танка КВ, обзор катков КВ, Катки КВ, катки для сборной модели танка КВ | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Новости партнёра нашего сайта - интернет-магазина для моделистов Scalefan.ru
Используются технологии uCoz